Оглавление

О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2003 года N 848

Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2004 года  N 158. Утратил силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 января 2007 года N 64

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра здравоохранения РК от 02.12.2009 № 813.

      В целях реализации подпункта 14) статьи 7 Закона Республики Казахстан "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" приказываю:

      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения санитарно-эпидемиологического мониторинга.

      2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра здравоохранения, Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан Белоног А. А.

      3. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      Министр

      Утверждены          
приказом Министра здравоохранения
Республики Казахстан     
от 9 февраля 2004 года N 135 
"Об утверждении Правил проведения
санитарно-эпидемиологического 
мониторинга"         

Правила проведения
санитарно-эпидемиологического мониторинга 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения санитарно-эпидемиологического мониторинга разработаны в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Казахстан и определяют порядок проведения санитарно-эпидемиологического мониторинга.
      2. Под санитарно-эпидемиологическим мониторингом (далее - мониторинг) понимается государственная система наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.
      3. Задачами мониторинга являются:
      1) организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состояния среды обитания человека и его здоровья;
      2) системный анализ и оценка получаемой информации, разработка прогнозов изменения состояния здоровья населения, в связи с изменением среды обитания человека;
      3) определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;
      4) формирование банка данных по мониторингу;
      5) оценка эффективности реализуемых управленческих решений по улучшению обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и проводимых мероприятий;
      6) использование единых документов государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования для оценки влияния среды обитания на здоровье человека;
      7) информационное и методическое обеспечение участников мониторинга и общественности для их эффективного взаимодействия.
      4. Мониторинг осуществляется государственными органами санитарно-эпидемиологической службы.
      5. Участниками мониторинга являются:
      1) уполномоченный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
      2) государственные органы и организации санитарно-эпидемиологической службы на соответствующих территориях, транспорте;
      3) центральные и местные исполнительные органы;
      4) лица, занятые в сфере производства и иной производственно-хозяйственной деятельности.
      6. Объектами мониторинга являются коллектив, физические и юридические лица, здания, сооружения, продукция и иные объекты, деятельность, использование и эксплуатация которых могут нанести вред состоянию здоровья человека и окружающей среде.
      7. Данные мониторинга являются составной частью информационного фонда мониторинга.

      2. Организация и порядок проведения мониторинга

      8. Государственные органы санитарно-эпидемиологической службы координируют деятельность государственных организаций санитарно-эпидемиологической службы в проведении мониторинга.
      9. Государственные органы санитарно-эпидемиологической службы оказывают организационную, методическую и практическую помощь государственным организациям санитарно-эпидемиологической службы в проведении мониторинга.
      10. Нормативное правовое и методическое руководство мониторинга осуществляется уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      11. В зависимости от территориального охвата мониторинг осуществляется на разных уровнях функционирования:
      1) республиканский - охватывает всю территорию Республики Казахстан;
      2) региональный - охватывает территории, ограниченные административными (область, столица и город республиканского значения) и иными границами;
      3) местный - охватывает территорию района или города.
      12. Организация мониторинга осуществляется:
      1) на республиканском уровне - уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
      2) на региональном уровне - органами санитарно-эпидемиологической службы областей, столицы, города республиканского значения, на транспорте;
      3) на местном уровне - органами санитарно-эпидемиологической службы районов, городов, на транспорте.
      13. Государственные органы санитарно-эпидемиологической службы районов, городов и на транспорте в пределах своей компетенции:
      1) обеспечивают сбор, первичную обработку и оценку информации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вредному влиянию среды обитания человека на его здоровье, передают ее в государственные органы санитарно-эпидемиологической службы областей, столицы, города республиканского значения и на транспорте, а также формируют первичный банк данных;
      2) выявляют причинно-следственные связи между изменениями состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, показателями здоровья населения и средой обитания человека;
      3) вносят предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения районов и городов, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений местными исполнительными органами.
      14. Государственные органы санитарно-эпидемиологической службы областей, столицы, города республиканского значения и на транспорте в пределах своей компетенции:
      1) осуществляют анализ и оценку полученных данных, выявляют причинно-следственные связи между изменениями состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, показателями здоровья населения и средой обитания человека;
      2) составляют прогнозы динамики наблюдаемых явлений на уровне области, столицы, города республиканского значения и ведут соответствующий банк данных;
      3) вносят предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений местными исполнительными органами;
      4) передают информацию в уполномоченный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      15. Уполномоченный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
      1) проводит анализ и оценку полученной информации, составляет прогноз обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Казахстан, изменения состояния здоровья человека в связи со средой его обитания, а также ведет соответствующий республиканский банк данных;
      2) создает информационные и информационно-аналитические системы, сети, программные материалы и базы данных мониторинга;
      3) организовывает обеспечение нормативно-справочной информацией, используемой в статистических регистрах, банках данных, комплексах автоматизированной обработки информации;
      4) обеспечивает получение и обработку информации государственных и отраслевых систем наблюдения, оценки и прогнозирования изменения состояния здоровья населения, окружающей природной, производственной и социальной среды, социально-экономического развития, а также данных государственной статистики;
      5) вносит предложения в центральные и местные исполнительные органы по улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации, предупреждению, устранению или уменьшению факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека;
      6) осуществляет координацию деятельности государственных органов и организаций санитарно-эпидемиологической службы, обеспечивающих проведение мониторинга.
      16. Банк данных по мониторингу формируется на основе учетных и отчетных документов, утвержденных уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      17. Система передачи данных представляет собой способы доставки заполненных форм отчетности в виде файлов установленного стандарта до банка данных и включает в себя:
      1) доставку при помощи бумажных и магнитных носителей;
      2) доставку через электронную почту (E-mail).
      18. Сбор данных мониторинга осуществляется органами санитарно-эпидемиологической службы на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы и проведенных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
      19. Сбор данных мониторинга от лиц, занятых в сфере производства и иной производственно-хозяйственной деятельности, осуществляется посредством представления информации по письменному запросу территориального государственного органа санитарно-эпидемиологической службы.
      20. Обработку данных мониторинга осуществляют государственные органы санитарно-эпидемиологической службы.
      21. Контроль за достоверностью обрабатываемых данных мониторинга осуществляется должностными лицами и руководителем государственного органа санитарно-эпидемиологической службы.
      22. Анализ полученных данных осуществляют путем изучения направленности и интенсивности изменений в сравнении полученных показателей с оценочными нормативами.
      23. Оценочными нормативами являются относительные величины, характеризующие опасность и вероятность неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, возможность и степень отклонения от фоновых (контрольных) уровней, нормативов и стандартов.
      24. По результатам оценки санитарно-эпидемиологической ситуации составляется прогноз динамик наблюдаемых изменений состояния здоровья и среды обитания человека с приложением диаграмм и таблиц, характеризующих динамику, направленность и интенсивность развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

      3. Информационный фонд мониторинга

      25. Информационный фонд мониторинга представляет собой систематизированные в определенном порядке многолетние данные наблюдений, а также нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и банк данных, обеспеченные комплексом программно-технологических и технических средств для выявления характера и связей изменения состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровья человека и среды его обитания.
      26. Информационный фонд мониторинга состоит из данных, характеризующих:
      1) здоровье населения;
      2) состояние среды обитания человека;
      3) качество атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, продовольственного сырья и продуктов питания;
      4) показатели социально-экономического положения Республики Казахстан, областей, столицы, города республиканского значения, районов и городов, оказывающие влияние на изменение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровье человека и среду его обитания.
      27. Банк данных мониторинга поддерживаются комплексом программно-технологических и технических средств, функционирующих на республиканском, региональном и местном уровнях.
      28. Программно-технологическое обеспечение предусматривает при сохранении имеющихся возможностей формирование, использование, обновление, актуализацию и представление всех видов показателей, включенных в банк данных мониторинга.