Извлечение
из приказа Министра образования и науки Республики Казахстан
от 25 января 2006 года N 37
В целях приведения нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Признать утратившими силу:..
2) Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 марта 2001 года N 151 "Об утверждении Правил организации деятельности высших учебных заведений" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 22 апреля 2001 года N 1474, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов, 2001 г., N 22)...
Министр
_________________________________________________________________
В соответствии со статьей 30
Закона
Республики Казахстан от 7 июня 1999 г. "Об образовании" и в целях регламентации деятельности организации образования, дающих высшее профессиональное образование приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации деятельности высших учебных заведений.
2. Департаменту высшего и среднего профессионального образования (Абжаппаров А.А.) представить в установленном порядке настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-Министра Ахметова А.С.
Министр
Утверждены
приказом Министерства
образования и науки
Республики Казахстан
от 11.03.2001 г. N 151
Правила организации деятельности
высших учебных заведений
Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999 года "Об образовании" служит основой формирования новой национальной модели системы образования, определяет стратегию ее дальнейшего развития и основные принципы государственной политики в этой сфере.
Реализацию государственной политики в области образования осуществляют в зависимости от наделенной компетенции Правительство Республики Казахстан, центральный исполнительный орган в области образования, местные исполнительные органы и местные органы управления образованием. Общее научно-методическое руководство всеми организациями образования, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, осуществляет центральный исполнительный орган в области образования. С этой целью последний разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организаций образования. Такая регламентация деятельности организаций образования необходима для того, чтобы субъекты образования находились в равных условиях и пользовались равными правами в сфере образования. Разумеется, развитие демократических принципов в обществе направлено на расширение академических свобод организаций образования. Вместе с тем имеются круг вопросов, регулирование которых необходимо либо на уровне Правительства, либо на уровне центрального исполнительного органа, либо на уровне самой организации образования. Все зависит от того, в какой степени эти вопросы затрагивают интересы субъектов образования: обучающихся, их родителей и работников организаций образования.
Организация образования, дающая высшее профессиональное образование, именуется высшим учебным заведением. Высшее учебное заведение (вуз) вне зависимости от его ведомственной подчиненности и формы собственности осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 7 июня 1999 г. "Об образовании", постановлениями Правительства Республики Казахстан, регламентирующими образовательную сферу, другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области высшего образования, настоящими Правилами и своим Уставом.
Настоящими Правилами регулируются общие вопросы деятельности организации образования, дающих высшее профессиональное образование, работа факультетов и кафедр, организация обучения в форме экстерната, организация обучения в сокращенные сроки, о предоставлении академического отпуска, порядок организации и проведения промежуточной аттестации обучающихся, об организации и проведении государственного экзамена по Истории Казахстана, о подготовке дипломных проектов (работ), об организации и проведении профессиональной практики обучающихся.
2. Основные положения деятельности организации
образования, дающих высшее профессиональное образование
1. Организации образования, дающие высшее профессиональное образование в Республике Казахстан, являются организациями с правами юридического лица, реализующие образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, научные программы фундаментального и прикладного характера, обеспечивающие воспитание обучающихся и имеющие право выдавать документ о высшем профессиональном образовании.
2. Главной задачей организаций образования, дающих высшее профессиональное образование, является реализация образовательно-профессиональных программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования путем создания необходимых для этого условий, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.
3. Приоритетными задачами высших учебных заведений являются:
развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни;
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, переподготовка и повышение их квалификации;
переобучение и переподготовка высвобождаемых работников и незанятого населения;
приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранными языками;
внедрение новых технологий обучения, информатизация высшего профессионального образования, выход на международные глобальные коммуникационные сети.
4. Организации образования, дающие высшее профессиональное образование, могут быть:
государственными (учреждения образования и предприятия образования);
негосударственными (частными, высшими учебными заведениями общественных и религиозных объединений, зарегистрированных на территории Республики Казахстан);
международными.
5. В Республике Казахстан устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище) организации образования.
Статус высшего учебного заведения (тип, вид) и его наименование определяются учредителями с учетом квалификационных требований и отражаются в Уставе вуза.
6. Государственное высшее учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Республики Казахстан по представлению центрального исполнительного органа в области образования.
Негосударственное высшее учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется по решению их учредителей.
При ликвидации организации образования учредители обязаны принять меры для завершения учебного года обучающимися в других высших учебных заведениях страны.
Создание международных и иностранных высших учебных заведений в Республике Казахстан, филиалов зарубежных высших учебных заведений осуществляется на основе международных договоров и межгосударственных соглашений, а также договоров (соглашений) между центральными исполнительными органами в области образования; их Уставы утверждаются Правительствами (уполномоченными органами) стран-учредителей.
Медицинские высшие учебные заведения создаются и могут функционировать только при наличии клинической базы.
7. Высшее учебное заведение разрабатывает свой Устав в соответствии с действующим законодательством.
Устав высшего учебного заведения утверждается его учредителями и регистрируется в установленном законодательством порядке.
8. В состав высшего учебного заведения, функционирующего как единый учебно-научно-производственный комплекс, могут входить учебные, научные, производственные и другие подразделения, имеющие статус структурных единиц высшего учебного заведения или юридического лица. Вуз имеет право образовывать или входить в учебно-воспитательные комплексы, учебно-научно-производственные объединения, ассоциации и иные объединения, реализующие образовательные программы.
При наличии соответствующих лицензий высшее учебное заведение с разрешения центрального исполнительного органа в области образования может реализовывать образовательные программы среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального образования.
9. Организации образования, дающие высшее профессиональное образование, имеют право осуществлять международную деятельность в соответствии с действующим законодательством.
10. Создание структурных подразделений высших учебных заведений, кроме филиалов, осуществляется с согласия учредителя в установленном порядке.
Создание филиалов, производится с согласия учредителя в установленном законодательством порядке.
11. Право на ведение образовательной деятельности возникает у высшего учебного заведения с момента получения лицензии и прекращается с момента истечения ее срока, отзыва или признания ее недействительной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
12. Высшее учебное заведение самостоятельно в осуществлении учебно-воспитательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан.
13. Граждане Республики Казахстан имеют право получить на конкурсной основе, в соответствии с государственным образовательным заказом, в пределах государственного общеобязательного стандарта, бесплатное высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях и негосударственных высших учебных заведениях, прошедших государственную аттестацию, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Бесплатность образования для обучающихся реализуется предоставлением государственных образовательных грантов в установленном законодательством порядке.
Для получения профессионального образования создается также система государственного образовательного кредитования, включающая, предоставляемые на конкурсной основе государственный образовательный кредит и государственный студенческий кредит.
14. При приеме гражданина в высшее учебное заведение организация образования обязана ознакомить его с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими порядок приема, организацию учебно-воспитательного процесса, структурой и уровнями высшего профессионального образования, по которым ведется подготовка в данном вузе, а также с приобретаемой квалификацией.
15. Порядок приема в высшее учебное заведение устанавливается в соответствии с Типовыми правилами приема, утверждаемыми центральным исполнительным органом в области образования.
16. Величина и структура приема студентов определяется по количеству граждан, получивших государственные образовательные гранты и государственные образовательные кредиты и граждан, оплативших обучение за счет собственных средств и иных источников.
Высшее учебное заведение самостоятельно устанавливает структуру, количество и порядок приема на платное обучение в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, если иное не содержится в Типовых правилах приема в высшие учебные заведения.
17. С учетом потребностей и возможностей личности обучение в высших учебных заведениях может вестись в следующих формах: очное, заочное, вечернее, дистанционное обучение и экстернат.
18. Граждане, имеющие среднее профессиональное образование, могут получать высшее профессиональное образование по родственным специальностям, либо, имеющие высшее профессиональное образование, могут получать на платной основе второе высшее профессиональное образование по сокращенным образовательным программам.
19. В высших учебных заведениях подготовка кадров с высшим профессиональным образованием осуществляется различными по содержанию и срокам обучения образовательно-профессиональными программами:
20. В высших учебных заведениях могут быть реализованы различные по срокам и уровню подготовки специалистов образовательные программы послевузовского профессионального, дополнительного профессионального образования, а при наличии соответствующих лицензий образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального образования и переподготовки специалистов.
21. Содержание образовательных программ высшего профессионального образования устанавливается государственными общеобязательными стандартами высшего профессионального образования и реализуется через рабочие учебные планы и программы, разрабатываемыми вузами.
22. Продолжительность учебного года на всех курсах, кроме выпускного, составляет не менее 30 и не более 36 недель. Продолжительность экзаменационных сессий должна составлять не менее 6 недель в одном учебном году. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану.
Для студентов очной формы обучения не менее двух раз в году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 7-10 недель.
23. В высших учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, консультации, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельная работа, практика, курсовое проектирование (курсовая работа), дипломное проектирование (дипломная работа), магистерская диссертация.
Лекции играют организующую и направляющую роль в учебном процессе, освещают важнейший программный материал, определяющий основу подготовки специалистов, знакомят студентов с основами данной науки, развивают у студентов способность и потребность к самостоятельной углубленной работе. Лекционные занятия ведут, как правило, доктора наук или профессора, кандидаты наук или доценты, старшие преподаватели. Высшие учебные заведения могут привлекать к чтению лекций опытных практических и научных работников.
Высшие учебные заведения могут проводить и другие виды учебных занятий. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью не менее 40 минут.
24. В целях организации учебных занятий из числа обучающихся распоряжением декана факультета формируются академические группы в соответствии с профилем специальности и языковым отделением. Наполняемость академической группы должна составлять, как правило, 20 человек.
25. Языковая политика в высших учебных заведениях осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан "О языках".
26. Высшие учебные заведения должны обеспечить знание и развитие казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственными общеобязательными стандартами высшего профессионального образования.
27. Знания, умения и навыки обучающихся определяются следующими оценками: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", "зачет", "незачет", либо рейтинговыми баллами, соответствующими указанным оценкам.
28. Порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся устанавливается организацией образования в соответствии с рабочим учебным планом и графиком учебного процесса и на основе Правил о порядке организации и проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденных центральным исполнительным органом в области образования.
Пересдача экзамена с положительной оценки с целью ее повышения в период теоретического обучения не разрешается.
29. Обучающийся, выполнивший все требования государственного общеобязательного стандарта образования, допускается к государственной итоговой аттестации, по результатам которой решается вопрос о выдаче ему документа (диплома) о получении высшего профессионального образования и квалификации. Перечень изученных дисциплин с оценками приводится в приложении к диплому.
30. Выпускнику высшего учебного заведения, сдавшему курсовые экзамены, дифференцированные зачеты с оценкой "отлично" не менее, чем по 75 процентам всех дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам - с оценкой "хорошо", а также защитившему выпускную работу и сдавшему государственные экзамены с оценкой "отлично", выдается диплом с отличием.
31. Обучающийся выпускного курса с разрешения руководителя организации образования имеет право на пересдачу экзаменов по трем учебным дисциплинам за весь период обучения в случае, если он претендует на диплом с отличием (предполагается - в случае, если у студента, претендующего на получение диплома с отличием, есть в зачетной книжке по экзаменам и дифференцированным зачетам одна оценка "удовлетворительно" и две оценки "хорошо" или три оценки "хорошо", ему разрешается пересдача этих дисциплин по приказу ректора не позднее, чем за две недели до начала работы Государственной аттестационной комиссии).
32. Лицам, не завершившим высшее профессиональное образование, высшее учебное заведение выдает академическую справку установленного образца.
33. Воспитательные задачи высшего учебного заведения реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной деятельности обучающихся, преподавателей и сотрудников.
34. Дисциплина в высших учебных заведениях поддерживается на основе взаимного уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. Применение методов физического, морального и психологического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
35. Обязательной составной частью подготовки специалистов являются фундаментальные, поисковые и прикладные научные, а также методические исследования, проводимые в высших учебных заведениях.
Высшие учебные заведения планируют и осуществляют свои научные исследования, учебную и методическую работы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и законодательством.
36. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет его руководитель, назначаемый учредителем вуза, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан. При ненадлежащем исполнении руководителем вуза своих должностных обязанностей контракт с ним может быть расторгнут учредителем в одностороннем порядке досрочно.
37. Руководитель вуза действует на принципах единоначалия и самостоятельно решает все вопросы деятельности высшего учебного заведения в соответствии с его компетенцией, определяемой Уставом вуза и настоящими Правилами.
38. Руководитель вуза без доверенности действует от имени высшего учебного заведения, представляет его интересы во всех органах, в установленном законодательством порядке распоряжается имуществом вуза, заключает договоры, выдает доверенности, открывает банковские счета и совершает иные сделки, издает приказы и дает указания, обязательные для всех сотрудников, преподавателей и обучающихся.
39. В пределах своей компетенции и в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г. "О труде в Республике Казахстан" руководитель вуза принимает на работу и увольняет с работы сотрудников и преподавателей, применяет меры поощрения и налагает взыскания на них.
40. Заместители руководителя организации образования назначаются руководителем организации образования по согласованию с уполномоченным органом управления (или учредителями), если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
Компетенция заместителей руководителя и других руководящих работников вуза устанавливается руководителем.
41. Коллегиальным органом управления высшим учебным заведением является совет организации образования, попечительский совет, научно-методический совет и общее собрание. Порядок формирования и компетенция указанных советов организации образования определяются Положением об органах коллегиального управления, утверждаемый центральным исполнительным органом в области образования.
Руководитель вуза по истечении контракта отчитывается о своей деятельности на заседании совета организации образования с участием других членов коллектива высшего учебного заведения и представителей обучающихся.
Совет государственного вуза имеет право рассмотреть вопрос о доверии своему руководителю и по результатам открытого или тайного голосования, если за недоверие проголосовало 2/3 и более членов совета, обратиться в центральный исполнительный орган в области образования об освобождении руководителя от занимаемой должности.
42. Структурные подразделения высшего учебного заведения устанавливаются вузом и осуществляют свою деятельность на основе настоящих Правил и Устава вуза, а их число и характер устанавливаются советом организации образования, исходя из набора специальностей, специализаций данного вуза, а также численности обучающихся и преподавателей.
43. В зависимости от структуры высшего учебного заведения в его отдельных подразделениях могут создаваться выборные коллегиальные органы управления - советы, полномочия и порядок избрания которых определяются Уставом вуза. В составе указанных советов должны быть представители обучающихся.
44. Организации образования, дающие высшее профессиональное образование, в качестве структурных подразделений имеют факультеты, кафедры, институты, реализующие образовательно-профессиональные программы, научно-исследовательские институты, научные центры, учебно-методический отдел (управление) и др., занимающиеся организацией и проведением учебного процесса и научных исследований.
45. Факультет, институт или приравненная к нему структурная единица является учебно-научно-методическим и административным подразделением высшего учебного заведения, осуществляющим подготовку студентов, магистрантов, курсантов, слушателей, аспирантов или адъюнктов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации руководящих, инженерно-технических и педагогических работников соответствующей отрасли экономики, образования и культуры, а также руководство работой кафедр, относящихся к данному профилю специальности.
46. Кафедра, или приравненная к ней структурная единица, является основным учебно-научным структурным подразделением высшего учебного заведения (факультета или института), осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным специальностям дисциплинам, воспитательную работу среди обучающихся, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.
47. Руководителю высшего учебного заведения или его филиалов, заместителям руководителя, руководителям структурных подразделений и единиц совмещение их должности с другими штатными руководящими должностями (кроме педагогического, научного и научно-методического руководства) внутри или вне учебного заведения не допускается (руководитель, заместители руководителя, директор, декан, заведующий кафедрой государственного вуза не могут исполнять свои обязанности руководителя по совместительству, участвовать в управлении других хозяйственных субъектов, независимо от их организационно-правовой формы).
48. Должности руководителя государственного высшего учебного заведения и его филиалов, заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений и единиц могут быть заняты лицами до достижения ими пенсионного возраста. Названные работники, достигшие указанного возраста, переводятся на педагогические, научные и другие должности в соответствии с их квалификацией.
49. Обучающимися в организациях образования, дающих высшее профессиональное образование, являются студенты, магистранты, курсанты, слушатели, зачисленные на обучение приказом руководителя высшего учебного заведения.
Обучающимися в организациях образования, дающих послевузовское профессиональное образование, являются стажеры, аспиранты, адъюнкты и докторанты, зачисленные на обучение приказом руководителя высшего учебного заведения.
50. Обучающимся выдаются документы, свидетельствующие о их пребывании в данном вузе. При этом студентам, магистрантам, курсантам и слушателям выдаются соответствующие билеты - студенческие билеты, билеты магистранта, курсанта и слушателя, а стажерам, аспирантам, адъюнктам и докторантам - соответствующие удостоверения.
51. Обучающийся в вузе является главным субъектом образовательного процесса в высшем учебном заведении.
52. Обучающиеся в высших учебных заведениях имеют права и обязанности, определенные Законом Республики Казахстан "Об образовании", нормативными актами центрального исполнительного органа в области образования, Уставом вуза.
53. За невыполнение учебных планов, нарушение предусмотренных Уставом вуза обязанностей, правил внутреннего распорядка к обучающимся в вузе могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из высшего учебного заведения.
54. Порядок отчисления обучающихся определяется вузом самостоятельно. При этом обучающийся организации образования может быть отчислен:
1) по собственному желанию;
2) по состоянию здоровья на основании справки-заключения ВКК;
3) в связи с переводом в другую организацию образования;
4) за академическую неуспеваемость;
5) за нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка и устава;
6) за невыполнение условий договора при платном обучении.
55. Организации образования оказывают содействие в трудоустройстве выпускников дневных отделений, окончивших высшие учебные заведения по государственному заказу.
56. Выпускники, подготовленные вузами на основе договоров, направляются на работу в соответствии с условиями договора.
57. В высших учебных заведениях предусматриваются следующие должности профессорско-преподавательского состава: заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента, преподавателя-стажера; научного состава: главного научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, научного сотрудника и младшего научного сотрудника.
<*>
Сноска. Пункт 57 в новой редакции -
приказом
Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 февраля 2003 года N 82.
58. Замещение должностей профессорско-преподавательского и научного состава производится в соответствии с действующим законодательством на конкурсной или контрактной основе и по индивидуальному трудовому договору.
59. Процедура приема на преподавательские должности осуществляется в соответствии с Правилами о замещении должностей профессорско- преподавательского состава в высших учебных заведениях, утверждаемыми центральным исполнительным органом в области образования.
60. Работники высшего учебного заведения имеют права и обязанности, определенные Законом Республики Казахстан "Об образовании", нормативными актами центрального исполнительного органа в области образования, Уставом вуза и условиями найма на работу.
61. Основной формой государственного контроля за выполнением высшими учебными заведениями государственных общеобязательных стандартов высшего профессионального образования и соблюдением квалификационных требований, предъявляемых при лицензировании образовательной деятельности, является государственная аттестация.
62. Государственные органы управления образованием проводят в плановом порядке аттестацию высших учебных заведений, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, один раз в пять лет в соответствии с Положением о государственной аттестации организаций образования, утвержденным Правительством Республики Казахстан.
63. Непосредственный контроль исполнения вузами законодательства Республики Казахстан, Устава, лицензии, их образовательной и финансово-хозяйственной деятельности осуществляет учредитель в рамках своей компетенции.
64. Центральный исполнительный орган осуществляет также проверки организации образования, дающих высшее профессиональное образование, на соответствие квалификационным требованиям на основе положений постановления Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596 "Об утверждении Правил лицензирования образовательной деятельности".
3. О факультете высшего учебного заведения
65. Факультет является учебным, научным и административным структурным подразделением высшего учебного заведения, осуществляющего подготовку студентов, магистрантов, аспирантов, адъюнктов, курсантов, слушателей по одной или нескольким родственным специальностям, определяющим профиль подготовки, повышение квалификации руководящих и инженерно-технических работников соответствующей отрасли экономической и социальной сферы, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр.
<*>
Сноска. Пункт 65 с дополнениями -
приказом
Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 февраля 2003 года N 82.
66. Факультет осуществляет подготовку специалистов в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании" по очной, вечерней, заочной формам обучения, дистанционной и форме экстерната.
67. Факультет объединяет все кафедры и лаборатории, относящиеся к специальностям, включенным в состав факультета, а также те общенаучные и общеобразовательные кафедры, которые по содержанию своей работы наиболее близки профилю факультета.
68. Факультет может быть открыт с согласия учредителя в установленном законодательством порядке.
Приведенный контингент обучающихся определяется исходя из их количества по дневной, заочной и вечерней формам обучения. При этом студенты очной формы обучения учитываются с коэффициентом 1,0, вечерней формы - 0,5 и заочной формы - 0,4. Контингент обучающихся дистанционного обучения и по экстернату учитывается с указанными коэффициентами соответствующих форм.
69. К факультету приравнивается институт, реализующий образовательно-профессиональные программы, имеющий аналогичный статус.
70. Руководство работой факультета или института осуществляет декан факультета или директор института. Должностные обязанности декана факультета (директора института) определяется руководителем организации образования и утверждается его советом.
71. Декан факультета (директор института) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации образования, если иное не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами в области образования.
72. Декан факультета (директор института) является членом приемной комиссии высшего учебного заведения.
74. В соответствии с Положением об органах коллегиального управления, утвержденным центральным исполнительным органом в области образования, при декане факультета (директоре института) и под его председательством может быть организован совет факультета (института).
75. Совет факультета (института) организует свою работу в соответствии с правилами, утвержденными советом высшего учебного заведения.
76. Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением высшего учебного заведения (факультета, института, филиала), осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу среди обучающихся, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.
77. По циклу закрепленных учебных дисциплин кафедры классифицируются на социально-гуманитарные, общеобразовательные, специальные.
Кафедра, осуществляющая подготовку и выпуск специалистов именуется выпускающей.
78. Работа кафедры должна быть направлена на теоретическую и практическую подготовку специалистов, обладающих профессиональными знаниями, умениями, навыками, в соответствии с государственными общеобязательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям.
79. В штат кафедры входят заведующий кафедрой, профессора, профессора-консультанты, доценты, старшие преподаватели, преподаватели, ассистенты, преподаватели-стажеры, докторанты и аспиранты, учебно-вспомогательный персонал, а также сотрудники созданных при кафедре научных и других структурных подразделений.
80. Кафедра осуществляет свою деятельность в соответствии с годовыми планами, охватывающими учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную и другие виды работы.
81. Для обсуждения вопросов деятельности кафедры, принятия соответствующих решений не реже одного раза в месяц проводятся заседания кафедры, в которых принимает участие профессорско-преподавательский состав (ППС).
На заседания кафедры могут приглашаться представители сторонних организаций, деканата, других кафедр.
82. Кафедра ведет документацию своей деятельности в соответствии с Инструкцией по делопроизводству высшего учебного заведения, утверждаемой ректором.
83. Деятельность кафедры направлена на осуществление учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы.
Учебно-методическая работа:
1) разработка рабочих учебных планов, рабочих учебных программ, по которым осуществляется подготовка и выпуск специалистов на основе государственных общеобязательных стандартов образования;
2) осуществление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин кафедры: разработка учебников, учебных пособий, сборников задач, комплексных заданий, лабораторных работ, методических рекомендаций по изучению дисциплин, а также материалов текущего, промежуточного и итогового контроля знаний по всем формам обучения;
3) проведение всех видов учебных занятий в соответствии с рабочим учебным планом по дисциплинам кафедры, обеспечение качества их проведения;
4) разработка и использование современных образовательных технологий, повышающих усвоение учебного материала обучающимися;
5) организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся, направленной на развитие их способности к поиску, анализу и формулировке результата деятельности;
6) организация и руководство профессиональными практиками обучающихся, курсовыми и дипломными проектами (работами), их методическое обеспечение;
7) внедрение современных технологий и форм обучения;
8) содействие в трудоустройстве выпускников кафедры;
9) развитие различных форм делового сотрудничества с предприятиями, организациями, учреждениями в подготовке специалистов;
10) разработка и осуществление учебных программ по повышению квалификации и переподготовке специалистов в соответствии с профилем кафедры.
Научно-исследовательская работа:
1) проведение научных исследований, направление и тематика которых должны соответствовать профилю кафедры и являться перспективными в плане дальнейшего развития теоретических и практических вопросов изучаемых наук (дисциплин);
2) осуществление подготовки научно-педагогических кадров на основе магистратуры, клинической ординатуры, адъюнктуры, аспирантуры, докторантуры;
3) обсуждение, рецензирование диссертаций, научно-исследовательских работ по профилю кафедры и подготовка по ним заключений.
Воспитательная работа:
1) формирование модели специалиста, умеющего самостоятельно и компетентно принимать и реализовывать решения;
2) стимулирование обучающихся к здоровому образу жизни, активному участию в общественных мероприятиях кафедры;
3) проведение тематических мероприятий по профилю кафедры, способствующих расширению кругозора обучающихся, интереса к избранной специальности;
4) проведение профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ, обучающихся колледжей, лицеев и т.д.
84. Кафедра должна иметь кабинеты, учебные лаборатории и другие учебные подразделения, обеспечивающие учебный процесс и научно-исследовательскую деятельность.
<*>
Сноска. Пункт 84 с изменениями -
приказом
Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 февраля 2003 года N 82.
85. Структура, штат кафедры, определяемые ее профилем и ролью в подготовке специалистов, утверждаются ректором вуза.
Штат кафедры определяется, исходя из нормативной учебной нагрузки и действующих методических рекомендаций по планированию учебной нагрузки.
<*>
Сноска. Пункт 85 с изменениями -
приказом
Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 февраля 2003 года N 82.
86. Выпускающая кафедра организует учебное подразделение на предприятиях, организациях, учреждениях соответствующих ее профилю, располагающейся на их территории и функционирующей с целью проведения учебных занятий по дисциплинам специальности и специализации, организации и проведения учебной и производственной практик, подготовкой курсовых и дипломных проектов (работ).
87. Учебные подразделения кафедры организуются и ликвидируются приказом ректора вуза на основании представления декана факультета (директора института) учебного заведения по согласованию с администрацией юридического лица.
88. Учебное подразделение кафедры комплектуется из числа штатных преподавателей и сотрудников, а также ведущих специалистов юридического лица, на базе которого он создается.
89. Затраты по деятельности учебного подразделения кафедры финансируются за счет средств юридического лица.
91. Руководитель учебного подразделения отчитывается по всем видам работы перед соответствующей кафедрой.
92. Учебное подразделение кафедры ведет документацию, отражающую содержание его работы в соответствии с установленными требованиями.
93. В соответствии с профилем кафедра должна иметь специализированную учебную лабораторию или кабинет. Назначение данных структур - методическое и материально-техническое обеспечение содержания образования, предусмотренных типовыми и рабочими учебными программами дисциплин и обслуживание всех видов учебных занятий по дисциплинам кафедры.
<*>
Сноска. Пункт 93 с изменениями -
приказом
Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 февраля 2003 года N 82.
94. Учебные лаборатории создаются по специальным и общеобразовательным кафедрам, а также кафедрам, ведущим прикладные дисциплины. Учебные кабинеты создаются при социально-гуманитарных кафедрах.
Названные структуры открываются приказом ректора вуза на основании представления деканата и ходатайства соответствующих кафедр.
95. Штат учебной лаборатории, кабинета формируется из числа учебно-вспомогательного персонала, обеспечивающего его функциональную деятельность и утверждаемого ректором соответствующим приказом.
96. Учебная лаборатория, кабинет ведут оперативную документацию по своей деятельности и по завершении учебного года представляют свой отчет кафедре.
97. Кафедра организуется и ликвидируется приказом ректора высшего учебного заведения на основании рекомендации совета вуза (факультета, института).
98. Кафедра организуется при наличии не менее 10 штатных единиц профессорско-преподавательского состава, соответствующих профилю кафедры, из них 40% должны иметь ученые степени, ученые звания (диплом ВАК Республики Казахстан).
Кафедры, осуществляющие подготовку кадров по специальностям искусства, музыки и культуры, а также кафедры физического воспитания, рисования и черчения, графики, иностранных языков, казахского языка (для неязыковых вузов) могут быть организованы при меньшем числе научно-педагогических кадров.
99. В государственном вузе приказом центрального исполнительного органа могут быть организованы специальные кафедры других заинтересованных сторон.
100. Кафедру возглавляет заведующий кафедрой, имеющий, как правило, ученую степень доктора наук или ученое звание профессора, и в исключительном случае - кандидата наук или доцента, избираемый советом вуза или назначаемый по индивидуальному трудовому договору.
101. Заведующий кафедрой несет полную ответственность за учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную деятельность возглавляемой им кафедры.
Заведующий кафедрой представляет в установленные сроки отчет о своей деятельности и о деятельности возглавляемой им кафедры.
102. Заведующий кафедрой имеет право:
1) на обеспечение условий для профессиональной деятельности;
2) участвовать в работе всех подразделений вуза, где обсуждаются и решаются вопросы деятельности кафедры;
3) повышать в установленном порядке квалификацию;
4) участвовать в установленном порядке в международных и республиканских конференциях и учебно-методических совещаниях;
5) быть избранным в совет факультета, другие коллегиальные органы управления;
6) вносить предложения по организации, управлению кафедрой на совет факультета (института), вуза;
7) принимать решения по кадровому обеспечению кафедры, вносить предложения по ее качественному составу.
103. Обязанности заведующего кафедрой:
1) планирование и организация работы кафедры;
2) планирование и расчет общей кафедральной педагогической нагрузки;
3) определение индивидуальной педагогической нагрузки ППС;
4) утверждение и внесение в необходимых случаях изменений в индивидуальные планы ППС;
5) обеспечение организации и контроля проведения учебных занятий по дисциплинам кафедры;
6) координация работы всех подразделений кафедры и обеспечение выполнения функциональных обязанностей кафедры;
7) обеспечение разработки и внедрения прогрессивных методов и форм обучения;
8) укрепление и поддержание на должном уровне морально- психологического климата коллектива кафедры;
9) обеспечение условий для разработки учебной и методической литературы по дисциплинам кафедры;
10) представление в установленном порядке работников кафедры к моральному и материальному поощрению по результатам работы;
11) обучение и воспитание молодых сотрудников кафедры;
12) содействие магистрантам, аспирантам, молодым специалистам и преподавателям кафедры в проведении научно-исследовательских работ и повышении их квалификации;
13) регулярный контакт с обучающимися по вопросам успеваемости, организации учебных занятий, выполнения курсовых и дипломных проектов (работ);
14) подготовка отчета о работе кафедры и представление его для утверждения декану факультета (директору института).
5. Обучение в форме экстерната
(Глава исключена - приказом И.о. Министра образования и науки
РК от 11 апреля 2005 года
N 229
)
6. Организация обучения по сокращенным
образовательным программам
120. Отдельные категории граждан могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным, ускоренным образовательным программам.
121. Граждане, имеющие среднее профессиональное образование, могут получать высшее профессиональное образование по родственным специальностям по сокращенным образовательным программам.
Граждане, имеющие высшее профессиональное образование могут получать на платной основе второе высшее профессиональное образование по сокращенным образовательным программам.
При этом трудоемкость обучения по сокращенным образовательным программам за один учебный год должна составлять не менее 1440 часов.
122. Организации образования осуществляют обучение в сокращенные сроки с разрешения центрального исполнительного органа в области образования. При этом обучение в сокращенные сроки может осуществляться только по специальностям, по которым данная организация ведет подготовку специалистов по основной программе дневной и заочной формы.
123. На обучение по сокращенным образовательным программам принимаются лица:
1) имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля со сроком обучения не менее трех лет;
2) имеющие высшее профессиональное образование, независимо от профиля, со сроком обучения не менее двух лет.
124. Прием граждан на обучение по сокращенным образовательным программам осуществляется приемными комиссиями организаций образования в соответствии с утвержденными Типовыми правилами приема в высшие учебные заведения.
125. Прием граждан для получения второго высшего профессионального образования осуществляется по собеседованию согласно профилю специальности.
126. Зачисление граждан на обучение по сокращенным образовательным программам осуществляется в отдельные академические группы на первый год обучения, который приравнивается к первому курсу. При этом количество курсов обучения определяется сроком обучения.
127. Обучение в сокращенные сроки организуется по рабочим учебным планам, утвержденным отдельно для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, и для лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
При этом для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, учебный план составляется с учетом того, что второе высшее образование осуществляет только профессиональную подготовку специалистов. Дисциплины социально-гуманитарного цикла могут определяться в зависимости от направления подготовки. Не допускается повторное их изучение.
128. Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования по специальностям высшего профессионального образования.
129. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающих по сокращенным образовательным программам осуществляется на общих основаниях.
130. Обучающиеся, выполнившие все требования учебного плана и учебных программ, допускаются в итоговой аттестации.
131. Итоговая государственная аттестация обучающихся с сокращенным сроком проводится в соответствии с Правилами о порядке организации и проведения итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях. Приложение к диплому заполняется по перечню дисциплин, включенным в рабочий учебный план обучающихся с сокращенным сроком обучения.
Выпускнику с сокращенным сроком обучения, сдавшему курсовые экзамены, дифференцированные зачеты с оценкой "отлично" не менее, чем по 75 процентам всех дисциплин рабочего учебного плана, а по остальным дисциплинам - с оценкой "хорошо", а также защитившему дипломный проект (работу) и сдавшему государственные экзамены с оценкой "отлично", выдается диплом с отличием.
7. О предоставлении академического отпуска <*>
Сноска. Глава исключена - приказом Министра образования и науки РК от 12 ноября 2004 года
N 906
.
8. О промежуточной аттестации обучающихся
145. Промежуточная аттестация обучающихся в организациях образования, дающих высшее профессиональное образование, осуществляется в соответствии с учебным планом и учебными программами в форме сдачи курсовых экзаменов и зачетов.
146. Промежуточная аттестация обучающихся подразделяется на зачетную, именуемой зачетной неделей, и экзаменационную сессию. Зачеты сдаются в течение одной недели перед экзаменационной сессией. Продолжительность экзаменационных сессий в учебном году устанавливается сроком не менее, чем 6 недель.
147. Экзамены по всей дисциплине или ее части преследуют цель оценить работу обучающегося за курс (семестр), полученные теоретические знания, прочность усвояемости их, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их для решения практических задач.
148. Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного выполнения обучающимися лабораторных и расчетно-графических заданий, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также формой проверки прохождения учебной и профессиональной практик и выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии с утвержденной программой.
В отдельных случаях зачет можно устанавливать как по предмету в целом, так и по отдельным его частям.
149. Обучающиеся обязаны сдать все экзамены и зачеты в строгом соответствии с учебным планом, а также по утвержденным программам, едиными для всех форм обучения в высших учебных заведениях (филиалах, факультетах).
150. Обучающиеся могут сдавать экзамены и зачеты по факультативным дисциплинам, практикумам и семинарам, и по их желанию результаты сдачи вносятся в ведомость, зачетную книжку и в выписку из зачетной ведомости (приложение к диплому).
151. Организация и проведение промежуточной аттестации обучающихся возлагается на деканов факультетов.
152. Период промежуточной аттестации обучающихся в высших учебных заведениях именуется зачетно-экзаменационной сессией.
153. Периодичность зачетно-экзаменационных сессий определяется в соответствии с рабочим учебным планом и графиком учебного процесса, утвержденных ученым советом вуза. Как правило, различают зимнюю и летнюю зачетно-экзаменационные сессии. При этом летняя зачетно-экзаменационная сессия является переводной, по результатам которой издается приказ руководителя высшего учебного заведения о переводе обучающихся с курса на курс.
154. Зачеты сдаются в недельный срок до начала экзаменов согласно расписанию учебных занятий. В период зачетной недели обучающиеся защищают курсовые проекты (работы).
155. Защита курсового проекта (работы) принимается комиссией, утвержденной распоряжением заведующего кафедрой, с участием научного руководителя курсового проекта (работы). Защита курсового проекта (работы) проводится по графику, утвержденному заведующим кафедрой не позднее, чем за две недели, до начала зачетной недели.
156. На декана факультета возлагается ответственность за составление расписания экзаменов. При этом расписание экзаменов составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку к экзамену по каждой учебной дисциплине было отведено, как правило, не менее трех дней.
157. Расписание экзаменов для всех форм обучения утверждается проректором по учебной работе и доводится до сведения обучающихся и преподавателей не позднее, чем за один месяц до начала экзаменационной сессии.
158. Обучающийся, показавший хорошие знания, активно участвовавший на семинарских и практических занятиях имеет право претендовать на зачет по учебной дисциплине без опроса.
159. Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой "зачтено", "незачтено". Зачеты с дифференцированными оценками ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно") сдаются по курсовым проектам (работам), профессиональной практике, а также по специальным учебным дисциплинам, перечень которых устанавливается советом организации образования или факультета.
160. При условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнении и сдачи установленных расчетно-графических заданий, курсовых и других проектов (работ) по дисциплинам учебного плана данного семестра обучающиеся дневной формы обучения, а также вечерних отделений (факультетов, филиалов) допускаются к экзаменационной сессии.
Обучающиеся заочной или дистанционной формы обучения допускаются к участию в экзаменационной сессии, если они не имеют задолженности за предыдущий курс. При этом контрольные работы должны быть выполнены и зачтены, а курсовые работы - защищены до начала экзаменов.
Декану факультета предоставлено право в отдельных случаях допускать обучающегося к экзаменационной сессии при отсутствии зачета по одной учебной дисциплине до начала второго экзамена.
161. Допуск к экзаменационной сессии оформляется распоряжением декана факультета с указанием фамилии, имени, отчества и академической группы обучающегося.
При этом в зачетной книжке обучающегося ставится штамп "допущен к сессии" и подпись декана факультета.
162. Экзамены сдаются в период экзаменационной сессии, предусмотренных рабочим учебным планом.
Деканам факультета предоставлено право в отдельных случаях разрешать обучающемуся досрочную сдачу экзаменационной сессии.
Экзаменационные сессии по заочной форме обучения, их периоды и количество в учебном году на каждом курсе устанавливаются советом вуза.
163. При явке на экзамен обучающийся обязан иметь при себе зачетную книжку со штампом о допуске к экзаменационной сессии.
164. Экзамены, как правило, проводятся в тестовой форме. В зависимости от профиля высшего учебного заведения (факультета) и содержания сдаваемой дисциплины экзамены могут проводиться по билетам в устной или письменной форме.
Советом факультета заблаговременно устанавливаются форма и порядок проведения экзамена и зачета по каждой учебной дисциплине.
165. Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебной программой дисциплины и с разрешения экзаменатора - справочной литературой.
166. Успеваемость обучающегося на экзамене определяется следующими оценками: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно". Положительная оценка записывается в экзаменационную ведомость по учебной дисциплине и зачетную книжку обучающегося. Оценка "неудовлетворительно" проставляется только в экзаменационной ведомости.
167. Если обучающийся не явился на экзамен в экзаменационной ведомости напротив его фамилии делается отметка "не явился".
168. При рейтинговой системе контроля знаний обучающихся зачеты и экзамены следует проставлять в общепринятой системе оценок.
169. Экзамен принимается, как правило, лектором данного академического потока. Зачет принимает преподаватель, проводивший семинарские, практические или лабораторные занятия, или читавший лекции по данному курсу.
170. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
171. Обучающиеся по заочной форме при успешном окончании экзаменационной сессии имеют право получить справку-вызов установленного образца для участия в предстоящей сессии.
Выдача справок-вызовов и явка студентов на экзаменационную сессию подлежат строгому учету.
172. Обучающиеся, полностью выполнившие требования учебного плана данного курса, успешно сдавшие все зачеты и экзамены, переводятся на следующий курс приказом руководителя высшего учебного заведения.
173. Обучающимся, получившим на сессии не более двух оценок "неудовлетворительно", предоставляется право ликвидировать академическую задолженность в течение одного месяца с начала следующего семестра.
Расписание сдачи задолженности утверждается деканом факультета.
Обучающиеся, ликвидировавшие академическую задолженность в установленный срок, переводятся на следующий курс приказом руководителя высшего учебного заведения.
174. Пересдача экзамена с оценки "неудовлетворительно" на положительную в период экзаменационной сессии не разрешается.
Пересдача экзамена по одной и той же учебной дисциплине допускается не более двух раз.
Вторая пересдача принимается комиссией, назначаемой распоряжением заведующего кафедрой, а в конфликтной ситуации - распоряжением декана. Конфликтная ситуация может быть вызвана предвзятым отношением экзаменатора к обучающемуся, которое выражается в необъективной оценке его знаний, либо несогласием обучающегося с экзаменационной оценкой.
175. Обучающимся, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в общеустановленные сроки по болезни или другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные командировки, стихийные бедствия), документально подтвержденным соответствующей организацией, декан факультета устанавливает индивидуальные сроки их сдачи.
176. Обучающиеся в организациях образования отчисляются за академическую неуспеваемость, если
1) по итогам промежуточной аттестации имеют академические задолженности по трем и более дисциплинам;
2) не ликвидировали академические задолженности в установленные сроки;
3) получили оценку "неудовлетворительно" по квалификационному экзамену, при условии его введения ученым советом организации образования с целью оценки итоговых результатов обучения на промежуточном этапе базового высшего профессионального образования;
4) не выполнили программу профессиональной практики или получили оценку "неудовлетворительно" при защите отчета по практике.
177. Отчисления обучающихся осуществляется приказом руководителя организации образования по представлению декана факультета, а в случае отсутствия факультетов - начальника учебного отдела (учебно-методического отдела или управления).
178. Лицу, отчисленному из организации образования, выдается академическая справка установленного образца и находящийся в личном деле подлинник документа об образовании, сданный при поступлении.
179. Обучающийся в организации образования при неполном усвоении учебной программы соответствующего курса имеет возможность остаться на повторное обучение на данном курсе по собственному заявлению.
180. Повторное обучение на одном и том же курсе организации образования независимо от их формы собственности и ведомственной подчиненности допускается в виде исключения не более двух раз за весь период обучения по всем формам обучения (за исключением экстерната).
181. Решение о предоставлении обучающемуся возможности повторного обучения принимается руководителем организации образования по представлению декана факультета и согласия начальника учебного отдела (учебно-методического отдела или управления) при наличии уважительной причины (болезни, семейного обстоятельства), подтвержденных документально, и оформляется внутренним приказом.
182. Повторное обучение обучающихся по государственному образовательному гранту и государственному образовательному кредиту не разрешается.
183. Обучающемуся, оставленному на повторное обучение независимо от полученных оценок за курс, декан факультета своим распоряжением устанавливает перечень учебных дисциплин, обязательных для повторного обучения.
184. Результаты экзаменов и зачетов и предложения по улучшению учебного процесса после экзаменационной сессии выносятся на обсуждение заседаний кафедры, совета факультета и совета организации образования.
9. Об организации и проведении государственного
экзамена по Истории Казахстана
185. Экзамен по истории Казахстана на всех специальностях во всех высших учебных заведениях, независимо от их формы собственности и ведомственной подчиненности, имеет статус государственного экзамена.
186. Подготовка к государственному экзамену проводится кафедрой Истории Казахстана (или кафедрой, ведущей занятия по учебной дисциплине "История Казахстан") высшего учебного заведения совместно с учебной частью и деканатом по утвержденному графику учебного процесса.
187. Для приема государственного экзамена по Истории Казахстана формируется Государственная экзаменационная комиссия (далее - ГЭК) в составе председателя и членов комиссии на учебный год.
<*>
Сноска. Пункт 187 - с изменениями, внесенными
приказом
Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 февраля 2003 года N 82.
188. Председатель комиссии утверждается центральным исполнительным органом в области образования, из числа высококвалифицированных преподавателей (профессоров, доцентов) этой или другой организации образования.
Количество членов комиссии должно составлять не менее 3 человек.
В состав ГЭК на правах ее членов входят: декан или заместитель декана факультета, профессора, доценты, старшие преподаватели кафедр Истории Казахстана и других социально-гуманитарных дисциплин.
<*>
Сноска. Пункт 188 - с изменениями, внесенными
приказом
Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 февраля 2003 года N 82.
189. График работы ГЭК оформляется приказом ректора не позднее, чем за месяц до начала работы комиссии. Продолжительность заседания ГЭК не должна превышать 6 часов в день.
190. Студенты сдают государственный экзамен по рабочей учебной программе, составленной на основе типовой учебной программы по "Истории Казахстана" и утвержденной советом вуза.
Государственные экзамены проводятся по билетам, составленным в полном соответствии с учебной программой.
191. Результаты сдачи государственного экзамена определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
192. Заседания ГЭК оформляются протоколом и подписываются председателем и членами комиссии, участвовавшими в заседании.
193. Граждане, имеющие среднее профессиональное образование и получающие высшее профессиональное образование по специальностям соответствующего профиля по сокращенным, ускоренным образовательным программам, изучают дисциплину "История Казахстана" и сдают по этому предмету государственный экзамен.
194. Граждане, имеющие высшее профессиональное образование и получающие на платной основе второе высшее профессиональное образование в сокращенные сроки, не изучают дисциплину "История Казахстана" и не сдают по ней государственный экзамен.
195. Пересдача государственного экзамена по Истории Казахстана с целью повышения оценки разрешается Советом вуза, в порядке исключения, студентам выпускного курса, претендующим на получение диплома с отличием.
<*>
Сноска. Пункт 195 с изменениями -
приказом
Министра образования и науки РК от 21 марта 2002 года N 200.
196. В случаях получения студентом неудовлетворительной оценки разрешается пересдача государственной экзаменационной комиссии в том же составе в течение данного учебного года.
197. Результаты сдачи государственного экзамена по Истории Казахстана учитываются при подведении итогов той экзаменационной сессии, в которой предусмотрена его сдача.
198. По окончании работы ГЭК председатель комиссии составляет отчет, который обсуждается и утверждается на заседании совета вуза (факультета, института) и в месячный срок представляет его руководителю.
10. О подготовке дипломных проектов (работ)
199. На заключительном этапе обучения в организации образования обучающийся по образовательно-профессиональным программам высшего базового образования и высшего специального образования, если это предусмотрено государственным общеобязательным стандартом образования и учебным планом специальности, выполняет письменную выпускную работу - дипломный проект (работу).
200. Дипломное проектирование (выполнение дипломных работ) имеют целью:
1) систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности и применение их при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач, а также задач культурного назначения;
2) развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломном проекте (работе) проблем и вопросов;
3) выяснение подготовленности студентов к самостоятельной работе в условиях современного производства, науки, техники, культуры согласно целевому направлению.
201. Тематика дипломных проектов (работ) должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры, по своему содержанию отвечать задачам, изложенным в п. 2. При определении тематики дипломных работ рекомендуется учитывать реальные задачи и проблемы производства, науки и культуры, она должна соответствовать профилю подготовки специалистов.
Тематика дипломных проектов (работ) рассматривается и утверждается советом факультета. Выпускающая кафедра определяет общий перечень тем дипломных проектов (работ), ежегодно его обновляя.
Замена дипломного проекта в технических вузах дипломной работой может допускаться с разрешения ректора по представлению декана факультета. При этом дипломная работа должна носить научно-исследовательский характер, а также иметь расчетно-графическую часть.
202. Студентам предоставляется право выбора темы дипломного проекта (работы) из утвержденного перечня. Студент может предложить для дипломного проекта (работы) свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Обучающимся заочной формы разрешается выбрать тему дипломного проекта (работы) в соответствии с производственной необходимостью.
Перед направлением студента на преддипломную практику выпускающая кафедра закрепляет за ним тему дипломного проекта (работы), которая утверждается приказом ректора высшего учебного заведения. По завершению практики тема дипломного проекта (работы) при необходимости может уточняться и окончательно утверждаться по представлению выпускающей кафедры приказом ректора.
Одновременно студенту выдается задание на дипломный проект (работу) согласно приложению 2, составленное его научным руководителем и утвержденное заведующим кафедрой, с указанием срока окончания, которое вместе с дипломным проектом (работой) впоследствии представляется Государственной аттестационной комиссии (ГАК).
203. Приказом ректора (директора) по представлению кафедры назначаются научные руководители дипломных проектов (работ) из числа профессоров, доцентов, наиболее опытных преподавателей и научных сотрудников данного вуза. Руководителями могут назначаться также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других организаций.
204. Научный руководитель дипломного проекта (работы):
1) выдает задание на дипломный проект (работу);
2) оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы на весь период дипломного проектирования (выполнения дипломной работы);
3) рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные и архивные материалы, типовые проекты и другие источники по теме;
4) устанавливает расписание консультаций, при проведении которых осуществляет текущий контроль соблюдения студентом календарного графика работы над темой;
5) устанавливает объем всех разделов проекта (работы) и координирует работу дипломника и консультантов.
205. По представлению научного руководителя дипломного проекта (работы), в случае необходимости, кафедра может приглашать консультантов по отдельным разделам дипломного проекта (работы) за счет лимита времени, отведенного на руководство дипломным проектом (работой).
Консультантами могут назначаться профессора, доценты, преподаватели и научные работники вузов, а также высококвалифицированные специалисты и научные сотрудники других организаций. Консультанты проверяют соответствующие разделы выполненной студентом работы и подписывают его.
206. Выпускающие кафедры до начала выполнения дипломного проекта (работы) должны разработать и обеспечить студентов методическими указаниями, в которых устанавливается объем требований государственного общеобязательного стандарта образования к дипломному проекту (работе) применительно к специальности.
207. Перед началом выполнения дипломного проекта (работы) студент должен разработать календарный график работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных разделов и после согласования с руководителем представить на утверждение заведующему выпускающей кафедрой.
208. Заведующий кафедрой устанавливает сроки периодического отчета студентов по выполнению дипломного проекта (работы). В эти сроки студент отчитывается перед научным руководителем и заведующим кафедрой, которые фиксируют степень готовности проекта (работы) и сообщают об этом декану факультета.
209. Дипломный проект (работа) выполняется на основе глубокого изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, лекционных курсов, журналов на иностранных языках, нормативной литературы и т.д.).
Каждый дипломный проект (работа) должен иметь в соответствии с заданием разработку отдельных и перспективных теоретических или практических вопросов. Например, на инженерных специальностях в дипломных проектах (работах) кроме основной темы должны получить освещение вопросы технологий, автоматизации и комплексной механизации производства, стандартизации, научной организации труда и управления производством и т.д. Каждый проект должен иметь соответствующее экономическое обоснование, а также разделы, посвященные вопросам охраны труда и промышленной экологии.
210. Пояснительная записка к дипломному проекту (работе) должна в краткой тезисной форме раскрывать творческий замысел проекта (работы), обоснование используемых методов исследования, принятые методы расчета и сами расчеты, выполняемые, как правило, с применением компьютерной технологии, описание проведенных экспериментов, их анализ и выводы по ним, технико-экономическое сравнение вариантов и при необходимости сопровождаться иллюстрациями, графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.д.
Пояснительная записка может быть написана от руки (чернилами или шариковой ручкой) или отпечатана через полтора интервала на одной стороне листа.
Чертежи по формату, условным обозначениям, шрифтам и масштабам должны строго соответствовать требованиям действующих стандартов. Чертежи, как правило, выполняются в карандаше и снабжаются спецификациями.
211. По желанию студента защита дипломного проекта (работы) проводится на казахском либо русском языке. Студент может по рекомендации кафедры представить дополнительно краткое содержание дипломного проекта (работы) на одном из иностранных языков, которое оглашается на защите и может сопровождаться вопросами на этом языке.
212. Работа над дипломным проектом (работой) может выполняться студентом в вузе, а также на предприятии, в организации, в научных, проектно-конструкторских и других организациях.
213. За принятые в дипломном проекте (работе) решения и за правильность всех данных ответственность несет студент - автор дипломного проекта (работы).
214. Законченный дипломный проект (работа), подписанный студентом и консультантами, представляется научному руководителю. После просмотра научный руководитель пишет письменный отзыв на дипломный проект (работу). В случае одобрения дипломного проекта (работы) руководитель подписывает его(ее) и вместе со своим письменным отзывом о допуске к защите представляет заведующему кафедрой. В случае неодобрения дипломного проекта (работы) научный руководитель не подписывает, но пишет письменный отзыв, где обосновывает свое решение о недопуске дипломного проекта (работы) к защите. На основании этих материалов заведующий кафедрой принимает окончательное решение по данному дипломному проекту (работе), делая об этом соответствующую запись на его титульном листе. В случае, если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломного проекта (работы), этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с обязательным участием данного студента и его научного руководителя. Протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение ректору вуза.
215. Дипломный проект (работа), представленный выпускающей кафедрой к защите, направляется деканом факультета на рецензию.
Списки рецензентов утверждаются приказом ректора по представлению заведующего выпускающей кафедрой из числа специалистов производства и научных организаций. В качестве рецензентов могут привлекаться также профессора, доценты и преподаватели других высших учебных заведений или данного вуза, если они не работают на представляющей дипломный проект (работу) кафедре.
Рецензент представляет письменную рецензию на дипломный проект (работу), где должны быть отражены актуальность, новизна и практическая значимость исследуемой темы, соответствие темы дипломного исследования профилю подготовки специалиста, присваиваемой квалификации, самостоятельность проведенного исследования, наличие выводов и рекомендаций, степень решения проблемы и завершенности исследования.
216. Декан факультета знакомит с рецензией заведующего выпускающей кафедрой и студента-дипломника не позже, чем за день до защиты и направляет дипломный проект (работу) с рецензией в Государственную аттестационную комиссию для защиты.
217. Порядок защиты дипломных проектов (работ) определяется Правилами о порядке организации и проведения итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведений Государственными аттестационными комиссиями, утверждаемыми центральным исполнительным органом в области образования.
218. Все дипломные проекты (работы) после защиты передаются выпускающей кафедрой в архив вуза по описи, утверждаемой заведующим кафедрой, где хранятся 5 лет. По истечении этого срока производится списание дипломных проектов (работ) по акту комиссией, созданной приказом ректора.
219. Запрещается передача оригиналов дипломных проектов (работ) сторонним организациям и частным лицам. Для оказания учебно-методической помощи, участия в конкурсе, внедрения в производство с разрешения проректора по учебной работе, снимается копия и передается заинтересованной стороне. Дипломнику разрешается по его желанию, снять копию со своего проекта (работы).
11. Об организации и проведении
профессиональной практики обучающихся
220. Профессиональная практика обучающихся в высших учебных заведениях независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов, проводится в соответствующих организациях, являющихся базами практики - на предприятиях, в научно-исследовательских институтах, в учреждениях, организациях, клиниках и школах.
221. Виды, сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными планами специальностей и программами высших учебных заведений по практикам. В зависимости от специальности (направления подготовки) проводятся соответствующие виды профессиональных практик.
222. Профессиональная практика обучающихся направлена на закрепление знаний, полученных в процессе обучения в высшем учебном заведении, приобретение практических навыков и освоение передового опыта. В процессе производственной практики обучающиеся должны приобрести опыт профессиональной и организаторской работы.
223. На младших курсах, как правило, организуется учебная практика в учебных мастерских, лабораториях, на полигонах, в опытных хозяйствах, клиниках и других учебно-вспомогательных подразделениях высших учебных заведений, а также в школах, на предприятиях, в научно-исследовательских организациях.
224. По ряду специальностей организуется преддипломная практика, содержание которой определяется темой дипломной работы (проекта). В период преддипломной практики обучающийся собирает фактический материал о производственной (профессиональной) деятельности предприятия, научно-исследовательского института, учреждения, организации, клиники, школы и использует его при разработке дипломного проекта (работы).
225. Обучающиеся заочной формы при работе по специальности проходят профессиональную практику по индивидуальному плану-заданию.
226. Обучающиеся заочной формы, не работающие по специальности, направляются в установленном порядке на преддипломную практику для ознакомления непосредственно на местах с работой по избранной специальности и сбора соответствующих материалов к дипломному проекту (работе).
227. В зависимости от профиля избранной в вузе специальности обучающиеся на практике в условиях конкретного предприятия, научно-исследовательской организации и в школах изучают:
1) технологию производства;
2) экономику, организацию и управление производством, стандартизацию и контроль качества продукции, мероприятия по выявлению резервов повышения эффективности и производительности труда;
3) оборудование, аппаратуру, вычислительную технику, контрольно-измерительные приборы и инструменты, а также механизацию и автоматизацию производственных процессов;
4) работу школ, клиник, суда, прокуратуры, финансово-банковской системы, учреждений культуры и т.д.;
5) передовой опыт инженеров, агрономов, учителей, врачей, юристов, экономистов и т.д.;
6) результаты исследований, проводимых в области охраны и гигиены труда, физиологии, психологии, экологии;
7) организацию научно-исследовательской, проектно-конструкторской, рационализаторской и изобретательской работы;
8) создание и обеспечение безопасных и здоровых условий труда.
228. Программа практики должна предусматривать:
1) содержание и сроки выполнения индивидуальных заданий обучающимися;
2) участие обучающихся в рационализаторской и изобретательской работе предприятия, учреждения, организации;
3) примерное содержание и сроки проведения экскурсий;
4) порядок подготовки и сроки защиты обучающимися отчетов по практике;
5) чтение лекций и проведение бесед в помощь обучающимся-практикантам.
229. Программы практики разрабатываются кафедрами с учетом профиля специальности, характера предприятия, учреждения, организации - объекта практики и утверждаются руководителем организации образования.
230. Для проведения профессиональной практики обучающихся высшие учебные заведения на договорной основе определяют организации, предприятия, научно-исследовательские организации, школы и клиники в качестве баз практики, согласовывают с ними программы и календарные графики прохождения практики.
В договорах определяются обязанности высших учебных заведений, баз практики и обучающихся.
231. Ответственность за организацию и проведение практики несут руководители высших учебных заведений и баз практики согласно условиям заключенного договора.
Учебно-методическое руководство практикой, выполнение учебных планов, программы практики и качество ее проведения осуществляют соответствующие кафедры вузов.
232. Высшие учебные заведения:
1) ежегодно заключают договоры с предприятиями, организациями, школами и клиниками, на предмет закрепления в качестве базы практики, на предстоящий календарный год и до начала учебного года согласовывают с базами практик программы и календарные графики прохождения практики обучающимися;
2) назначают в качестве руководителей практики профессоров, доцентов и опытных преподавателей, хорошо знающих специфику профессии и деятельность баз практик;
3) обеспечивают предприятия, учреждения, организации, где обучающиеся проходят практику, а также самих практикантов программами практики;
4) осуществляют контроль за организацией и проведением профессиональной практики обучающихся, за соблюдением ее сроков и содержанием;
5) организуют в необходимых случаях медицинский осмотр обучающихся, направляемых на практику.
233. Руководитель практики от высшего учебного заведения:
1) до начала практики организует необходимую подготовку обучающихся-практикантов;
2) проводит консультации с обучающимися в соответствии с учебным планом и программой;
3) осуществляет контроль за обеспечением предприятием, учреждением, организацией нормальных условий труда и быта обучающимся, за проведением с ними обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности, выполнением практикантами правил внутреннего трудового распорядка;
4) рассматривает отчеты обучающихся по практике, дает отзывы об их работе и представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки обучающихся;
5) принимает участие в работе комиссии по приему зачетов по практике и в подготовке научных студенческих конференций по итогам производственной практики.
234. Руководство профессиональной практикой обучающихся педагогических вузов на всех ее этапах осуществляется профессорами и преподавателями вузов совместно с директорами, их заместителями по учебно-воспитательной работе и учителями-предметниками школ.
235. Предприятия, учреждения, организации, клиники и школы, являющиеся базами практики:
1) организуют и проводят практику обучающихся на основе заключенных двухсторонних договоров (высшие учебные заведения - предприятие);
2) предоставляют обучающимся в соответствии с программой место практики;
3) создают необходимые условия для получения обучающимися в период прохождения практики знаний в зависимости от специальности в области образования, медицины, юриспруденции, технологии, экономики и организации и управления производством, научной организации труда, организации научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и др.;
4) соблюдают согласованные с вузами календарные графики прохождения практики;
5) предоставляют обучающимся-практикантам возможность пользоваться имеющейся литературой, технической и другой документацией, а также пользоваться множительной техникой, если это предусмотрено договором;
6) оказывают помощь в подборе материалов для курсовых и дипломных проектов (работ);
7) проводят обязательные инструктажи по охране труда и технике безопасности: вводный и на рабочем месте с оформлением установленной документации, в необходимых случаях проводят обучение безопасным методам работы;
8) обеспечивают соблюдение обучающимися-практикантами правил внутреннего трудового распорядка, установленных на данном предприятии, в учреждении, организации, клинике, школе, в том числе и времени начала и окончания работы;
9) при производственной необходимости наиболее подготовленных обучающихся-практикантов принимают на временную работу в цехе, лаборатории, клинике, школе на определенные должности с оплатой их труда;
10) несут полную ответственность за несчастные случаи с обучающимися, проходящими профессиональную практику.
236. Руководитель практики обучающихся от предприятия в цехе (отделе, лаборатории, школе и т.д.) контролируют ведение дневников, подготовку отчетов обучающихся-практикантов и составляет на них профессиональные характеристики, содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий.
237. Обучающийся при прохождении практики обязан:
1) полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики, вести дневник практики;
2) подчиняться действующим на предприятии, в научно-исследовательской организации, в учреждении, организации, клинике, школе правилам внутреннего трудового распорядка;
3) изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
4) участвовать в рационализаторской, изобретательской работе и операционной работе по заданию соответствующих кафедр;
5) представить руководителю практики от вуза письменный отчет и дневник практики, подписанный руководителем от предприятия о выполнении всех заданий.
238. Обучающийся имеет право:
1) не участвовать в работах, не предусмотренных программой практики;
2) быть принятым при наличии вакансий на оплачиваемые должности по профилю специальности.
239. Отчет о практике должен содержать сведения о конкретно выполненной обучающимся работе в период практики, а также краткое описание предприятия (цеха, отдела, лаборатории и т.п.) и организации его (ее) деятельности, вопросы охраны труда, экономики, выводы и предложения. Для оформления отчета обучающемуся выделяется в конце практики 2-3 дня.
240. По окончании практики обучающийся сдает зачет (защищает отчет) с дифференцированной оценкой в комиссии, назначенной заведующим кафедрой. В состав комиссии входят: преподаватель, ведущий курс, по которому проводится практика, руководитель практики от вуза, факультета (кафедры) и, по возможности, от предприятия.
Итоги профессиональной практики обсуждаются на кафедре. Общие итоги практики подводятся на совете высшего учебного заведения и советах факультетов с участием, где это возможно, представителей баз практики.
241. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, отчисляется из высшего учебного заведения. За ним сохраняется право на восстановление в число студентов в установленном порядке.
242. Затраты на профессиональную практику предусматриваются высшими учебными заведениями и организациями, являющимися базами практики. Размеры этих расходов определяются заключенными договорами.
Затраты на профессиональную практику студентов, обучающихся на основе государственного заказа, предусматриваются вузами из выделяемых центральным исполнительным органом в области образования средств и организациями, являющимися базами практики, а для студентов, обучающихся на платной основе - из средств, получаемых в оплату за их обучение.
243. Оплата труда руководителей профессиональной практики на сельскохозяйственных предприятиях, а также работников школ за руководство педагогической практикой производится за счет средств высших учебных заведений, предусмотренных на профессиональную и педагогическую практику.
244. В период практики, независимо от получения обучающимися заработной платы по месту прохождения практики, за ними сохраняется право на получение стипендии на общих основаниях.
245. В сметах расходов высших учебных заведений предусматриваются средства для оплаты проезда обучающихся к месту практики и обратно обучающимся дневной формы обучения на основе государственного заказа.
246. Обучающимся, зачисленным на период практики на штатные должности в геологических партиях и экспедициях, а также находящимся в составе экипажей судов и получающим заработную плату и полевое довольствие или бесплатное питание, выплата суточных не производится.
247. За период прохождения всех видов практики, связанных с выездом из места расположения учебного заведения, обучающимся очной формы, выплачиваются суточные в размере установленном действующим законодательством за весь период практики за счет средств, предусмотренных по сметам расходов высших учебных заведений.
248. Проезд обучающихся по очной форме в высших учебных заведениях по государственному образовательному заказу, направленных на профессиональную практику оплачивается железнодорожным, водным или автомобильным транспортом за счет вуза.
249. Оплата командировок преподавателей, выезжающих для руководства практикой, производится вузами в соответствии с законодательством об оплате служебных командировок.
Приложение 1
Перечень
специальностей высшего профессионального образования, по
которым организуется обучение в форме экстернат
020100 - Философия
020200 - Политология
020300 - История
020400 - Культурология
020600 - Регионоведение
020700 - Социология
021200 - Казахский язык и литература
021300 - Русский язык и литература
021400 - Переводческое дело
021500 - Иностранная филология: два иностранных языка
021600 - Юриспруденция
021700 - Прикладная лингвистика
021800 - Религиоведение
022000 - Литературоведение
022100 - Востоковедение
030500 - История, основы права и экономики
030600 - История и география
030700 - Казахский язык и литература
030900 - Русский язык и литература
031400 - Педагогика и психология
031500 - Педагогика и методика начального обучения
031700 - Музыкальное образование
032100 - Педагогика и методика дошкольного воспитания и обучения
032200 - Социальная педагогика
4. Специальности экономики и управления
070100 - Экономическая теория
070200 - Экономика (по профилю)
070400 - Государственное и местное управление
070500 - Маркетинг и коммерция
070600 - Финансы и кредит
070700 - Бухгалтерский учет и аудит
071100 - Мировая экономика
5. Междисциплинарные специальности
090100 - Международные отношения
090200 - Международное право
090300 - Таможенное дело
090400 - Финансы и финансовое право
091000 - Социальная работа
Приложение 2
_________________________________________________________________
(наименование вуза)
Факультет________________________________________________________
_________________________________________________________________
Специальность____________________________________________________
_________________________________________________________________
Кафедра__________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание
на выполнение дипломного проекта (работы)
Студенту_________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Тема проекта (работы)____________________________________________
_________________________________________________________________
утверждена приказом по вузу N ______ от"______"__________________
Срок сдачи законченного проекта (работы) "_____"_________________
Исходные данные к проекту (работе)_______________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Перечень подлежащих разработке в дипломном проекте вопросов или краткое содержание дипломной работы:
а)_______________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
б)_______________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
в)_______________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Перечень графического материала (с точным указанием обязательных
чертежей)________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Рекомендуемая основная литература________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Консультации по проекту (работе) с указанием относящихся к ним разделов проекта (работы)
_________________________________________________________________
Раздел ! Консультант ! Сроки !Подпись
_______________!__________________________!_____________!________
_______________!__________________________!_____________!________
_______________!__________________________!_____________!________
График
подготовки дипломного проекта (работы)
N п/п!Наименование разделов, перечень!Сроки представления!науч-!Примечание
|
Дата выдачи задания _______________________________
Заведующий кафедрой _______________________________ ( )
(подпись) (Ф.И.О.)
Руководитель проекта
(работы) _______________________________ ( )
(подпись) (Ф.И.О.)
Задание принял к исполнению
студент _______________________________ ( )
(подпись) (Ф.И.О.)