Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам

Соглашение, г. Москва, 24 сентября 1993 года

Действующий

  Подлежит ратификации

Вступает в силу после сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты. Для Сторон, ратифицировавших его позднее, оно вступает в силу в день сдачи ими на хранение своих ратификационных грамот

Подписали: 
 
Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан

сдали уведомления:

Республика Казахстан   - депонировано 28 марта 2005 года
                         (внутригосударственные процедуры 
                         выполняются). 
 
Сдали ратификационные грамоты:

Республика Узбекистан  - депонирована 15 июля 1994 года;
Республика Армения     - депонирована 1 сентября 1994 года;
Республика Таджикистан - депонирована 21 ноября 1994 года;
Российская Федерация   - депонирована 1 сентября 1995 года;
Кыргызская Республика  - депонирована 19 января 1996 года;
Республика Беларусь    - депонирована 9 июня 1997 года.

 
Соглашение вступило в силу 21 ноября 1994 года

Вступило в силу для государств:

Республика Узбекистан  - 21 ноября 1994 года;
Республика Армения     - 21 ноября 1994 года;
Республика Таджикистан - 21 ноября 1994 года;
Российская Федерация   - 1 сентября 1995 года;
Кыргызская Республика  - 19 января 1996 года;
Республика Беларусь    - 9 июня 1997 года.
 
 
 
См.  Протокол  к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года (10 февраля 1995 г., Алматы)
 
 
     Государства-участники настоящего Соглашения, далее - Стороны,
     основываясь на общепризнанных принципах международного права и гуманизма,
     подтверждая свои обязательства по международным соглашениям, направленным на защиту прав человека,
     принимая во внимание критическую ситуацию, сложившуюся в связи с ростом числа переселенцев и беженцев на территории бывшего Союза ССР,
     сознавая свою ответственность за судьбы испытывающих тяготы и лишения людей,
     признавая необходимость оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам,
     согласились о нижеследующем:

  Статья 1

     Для целей настоящего Соглашения беженцем признается лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами.
     Беженцем не может признаваться лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление.

  Статья 2

     Для целей настоящего Соглашения вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами.

  Статья 3

     Статус беженца и вынужденного переселенца определяется в соответствии с настоящим Соглашением, общепризнанными нормами международного права и законодательством Стороны, предоставившей убежище, и подтверждается выдачей соответствующего документа.

  Статья 4

     Государство выезда при содействии заинтересованных Сторон:

     осуществляет эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставляя возможность для его беспрепятственного добровольного выезда на территорию одной из Сторон по основаниям, предусмотренным статьей 1  и статьей 2 настоящего Соглашения;

     обеспечивает личную и имущественную безопасность эвакуирующихся, добиваясь прекращения огня, соблюдения охраны общественного порядка во время эвакуации;

     вопросы финансового, материально-технического, продовольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуирующихся решаются между заинтересованными Сторонами.

  Статья 5

     Сторона, предоставившая убежище, берет на себя обязательства:

     обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия;

     оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждой из Сторон законодательством о занятости населения.

  Статья 6

     Стороны берут на себя обязательства:

     содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством;

     содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в получении по месту прежнего жительства свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.;

     оказывать содействие в получении сведений о родственниках, проживающих на территории государства, покинутого беженцем или вынужденным переселенцем, а также о его оставленном там имуществе.

  Статья 7

     Государство выезда возмещает беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его территории жилья и другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации определяются по расценкам государства выезда.

     Порядок учета принадлежащего беженцам и вынужденным переселенцам утраченного движимого и недвижимого имущества, оценки материального ущерба и выплаты компенсации определяется совместно заинтересованными Сторонами.

  Статья 8

     Стороны создадут Межгосударственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

     Условия, порядок формирования и использования средств фонда будут определены Положением, которое станет неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

     Положение о Межгосударственном фонде помощи беженцам и вынужденным переселенцам является неотъемлемой частью Соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

     Товары (услуги, работы), перемещаемые через таможенную границу из одной Стороны в другую Сторону в рамках деятельности Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам, освобождаются от взимания таможенных пошлин, налогов и сборов.  <*>
      См.  Протокол  к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года (10 февраля 1995 г., Алматы)
 

  Статья 9

     Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств - участников Содружества Независимых Государств будет оказывать практическое содействие в реализации достигнутых в рамках настоящего Соглашения договоренностей.

  Статья 10

     Каждый беженец или вынужденный переселенец имеет право свободного обращения в суды на территории Сторон.

  Статья 11

     Стороны примут меры по обеспечению своего участия в международных договорах по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев. Стороны приведут национальное законодательство в соответствие с международными правовыми нормами в этой области.

  Статья 12

     Настоящее Соглашение подлежит ратификации.

     Соглашение вступает в силу после сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты. Для Сторон, ратифицировавших его позднее, оно вступает в силу в день сдачи ими на хранение своих ратификационных грамот.

  Статья 13

     Любая из Сторон может денонсировать настоящее Соглашение посредством письменного уведомления, направленного депозитарию. Соглашение прекращает действие для этой Стороны через 6 месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

  Статья 14

     Настоящее Соглашение с согласия всех Сторон открыто для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Присоединение считается вступившим в силу со дня получения депозитарием последнего сообщения о согласии на такое присоединение.

     Совершено в городе Москве 24 сентября 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

За Азербайджанскую Республику            За Российскую Федерацию
За Республику Армения                    За Республику Таджикистан
За Республику Беларусь                   За Туркменистан
За Республику Казахстан                  За Республику Узбекистан
За Кыргызскую Республику                 За Украину
За Республику Молдова

                                           Утверждено
                                 Решением Совета глав государств
                                Содружества Независимых Государств
                                  о создании Межгосударственного
                                фонда помощи беженцам и вынужденным
                                           переселенцам
                                      от 10 февраля 1995 года

                           Положение
         о Межгосударственном фонде помощи беженцам
                 и вынужденным переселенцам

                        I. Общие положения

     1. Межгосударственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам, именуемый в дальнейшем "Фонд", создается в соответствии и в целях реализации Соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (далее - Соглашение), заключенного в городе Москве 24 сентября 1993 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств (далее - государства - участники Соглашения).

     2. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права, выступать истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде.

     3. Фонд является гуманитарной, некоммерческой организацией и в своей деятельности не преследует политических целей.

     4. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с его задачами и функциями, устанавливает и осуществляет связи с международными и национальными учреждениями и организациями, принимает совместно с ними участие в реализации мероприятий, направленных на оказание содействия беженцам и вынужденным переселенцам государств - участников Соглашения.

     5. Размеры взносов, а также средств, передаваемых в Фонд государствами - участниками Соглашения, порядок и сроки их внесения устанавливаются решениями, принимаемыми на заседаниях Совета глав правительств Содружества.

     6. Фонд может создавать на территориях государств - участников Соглашения свои представительства, необходимые для реализации настоящего Положения.
 
     7. Фонд отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом и денежными средствами.

     8. Рабочим языком Фонда и его представительств является русский язык.

     9. Местонахождение Фонда - город Москва.

                   II. Основные задачи и функции Фонда

     10. Основными задачами Фонда являются:

     аккумулирование финансовых и материальных средств для оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

     распределение средств между государствами - участниками Соглашения, принимающими беженцев и вынужденных переселенцев, в целях организации их переселения и обустройства;

     содействие государственным органам и общественным организациям государств - участников Соглашения в защите гражданских, экономических и социальных прав беженцев и вынужденных переселенцев;

     пропаганда идей милосердия, справедливости, привлечение внимания общественности к проблемам беженцев и вынужденных переселенцев.

     11. Для решения возложенных на него задач Фонд выполняет следующие функции:

     открывает в установленном порядке текущие и расчетные счета в учреждениях банков государств - участников Соглашения для размещения и накопления средств Фонда;

     направляет финансовые и материальные средства государствам - участникам Соглашения на оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

     информирует общественность о своей деятельности, используя средства массовой информации государств - участников Содружества Независимых Государств.

   

  III. Порядок образования и использования средств Фонда

     12. Средства Фонда формируются за счет:

     взносов и иных имущественных и денежных вкладов государств - участников Соглашения;

     средств, передаваемых в обязательном порядке по единым финансовым нормам государствами - участниками Соглашения, с территории которых прибывают беженцы и вынужденные переселенцы;

     безвозмездных благотворительных взносов предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, пожертвований граждан, а также иностранных юридических и физических лиц;

     иных источников денежных или материальных средств.

     В счет взносов в Фонд могут быть переданы здания, сооружения, оборудование и другие материальные средства.

     При оценке взносов учитываются официальные валютные курсы или обменные курсы на день внесения взноса.

     13. Средства Фонда используются на:

     оказание финансовой и материальной помощи государствам - участникам Соглашения, принимающим беженцев и вынужденных переселенцев;

     разработку и финансирование программ помощи беженцам и вынужденным переселенцам, включая оплату труда специалистов, привлекаемых на договорных условиях;

     содержание аппарата Фонда и обеспечение его текущей деятельности.

     14. Средства Фонда состоят из постоянной и целевой частей.

     Постоянная часть средств Фонда формируется за счет взносов государств - участников Соглашения и используется для:

     содержания аппарата Фонда и проведения им информационно-пропагандистской деятельности (ежегодный постоянный взнос в главных долях);

     формирования резерва Фонда (разовый взнос в долях, принятых для финансирования деятельности Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза). Резерв Фонда используется для оказания экстренной помощи по просьбе одного или нескольких государств - участников Соглашения с последующим его восстановлением за счет средств, поступающих в целевую часть Фонда.

     Целевая часть Фонда, предназначенная для финансирования конкретных программ помощи, формируется за счет средств государств - участников Соглашения, с территории которых прибывают беженцы и вынужденные переселенцы. Размер целевой части устанавливается решением Совета глав правительств Содружества по представлению Административного совета Фонда.

     15. Использование средств Фонда осуществляется по направлениям, предусмотренным бюджетом Фонда на текущий год, и в соответствии со сметами расходов.

     16. Неиспользованные в отчетном году средства Фонда не подлежат изъятию, переходят на следующий финансовый год и расходуются на выполнение задач, предусмотренных настоящим Положением.

     17. Фонд ежегодно публикует для всеобщего сведения отчеты о преступлении и использовании денежных и материальных средств, а также направляет их правительствам государств - участников Соглашения.

                    IV. Учредители и члены Фонда

    18. Фонд состоит из учредителей и членов Фонда.

    19. Учредителями являются государства - участники Соглашения в лице полномочных представителей.

    20. Учредители Фонда в лице своих полномочных представителей имеют право:

    вносить на рассмотрение руководящих органов Фонда предложения по вопросам, входящим в круг деятельности Фонда, и участвовать в их обсуждении;

    участвовать в разработке программ оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

    участвовать в распределении средств, направляемых для реализации целей и задач Соглашения и настоящего Положения.

    21. Учредители Фонда обязаны:

    своевременно вносить установленные взносы в бюджет Фонда;

    активно содействовать выполнению задач и функций Фонда.

    22. Членами Фонда могут быть юридические и физические лица, общественные организации, оказывающие помощь беженцам и вынужденным переселенцам.

    Члены Фонда вносят взносы либо оказывают Фонду содействие другими материальными средствами.

                       V. Руководящие органы Фонда
                     Административный совет Фонда

     23. Высшим органом Фонда является Административный совет.

     24. В состав Административного совета Фонда входят по одному полномочному представителю, назначаемому правительствами государств - участников Соглашения, и председатель Исполнительного комитета Фонда с правом совещательного голоса.

     Административный совет Фонда собирается на заседания 2 раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного из государств - участников Соглашения.

     Заседания Административного совета Фонда ведет председательствующий, определяемый на каждом заседании поочередно из полномочных представителей государств - участников Соглашения в алфавитном порядке наименований государств.

     В работе заседаний Административного совета Фонда с правом совещательного голоса могут принимать участия члены и представители членов Фонда.

     Административный совет Фонда собирается на заседания 2 раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного из государств - участников Соглашения.

     Заседания Административного совета Фонда ведет председательствующий, определяемый на каждом заседании поочередно из полномочных представителей государств - участников Соглашения в алфавитном порядке наименований государств.

     В работе заседаний Административного совета Фонда с правом совещательного голоса могут принимать участие члены и представители членов Фонда.

     25. Административный совет Фонда:

     подготавливает Совету глав правительств Содружества Независимых Государств предложения о размерах ежегодных взносов в Фонд и объеме средств, передаваемых государствами - участниками Соглашения, с территории которых прибывают беженцы и вынужденные переселенцы, представляет на утверждение Совета глав правительств Содружества ежегодный бюджет Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

     определяет в пределах средств Фонда размеры ассигнований, направляемых на решение задач Фонда;

     принимает решения о финансировании программ помощи беженцам и вынужденным переселенцам, определяет приоритетность предлагаемых для финансирования программ;

     утверждает персональный состав Исполнительного комитета Фонда, назначает и освобождает заместителя председателя Исполнительного комитета Фонда, руководителей представительств Фонда;

     избирает членов Ревизионной комиссии Фонда;

     утверждает структуру Фонда и смету расходов, ежегодный баланс и отчет об использовании финансовых и материальных средств Фонда, структуру и штатное расписание Исполнительного комитета Фонда;

     издает нормативные документы, регламентирующие деятельность Исполнительного комитета Фонда и Ревизионной комиссии;

     заслушивает отчеты о деятельности Исполнительного комитета Фонда;

     рассматривает материалы проверок и ревизий деятельности Фонда;

     рассматривает иные вопросы, связанные с деятельностью Фонда.

     Решения, касающиеся использования средств Фонда, принимаются единогласно. В согласовании принимают участие представители государств, выполняющих свои обязательства по финансированию Фонда.

     28. Председатель Исполнительного комитета Фонда назначается и освобождается от должности решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по представлению Административного совета Фонда.

     Председатель Исполнительного комитета Фонда действует от имени Фонда, представляет его интересы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета, пользуется правом распоряжаться средствами Фонда в соответствии с решениями Административного совета Фонда. Председатель Исполнительного комитета Фонда несет ответственность за деятельность Фонда, а также Исполнительного комитета Фонда.

     29. Штатные сотрудники Исполнительного комитета Фонда не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научно и преподавательской деятельности.

                     

  Ревизионная комиссия Фонда

     30. Ревизионная комиссия Фонда избирается из представителей государств - участников Соглашения для проведения ревизии имущества и проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда и работает на общественных началах.

     Ревизионная комиссия Фонда избирает из своего состава председателя и секретаря. Председатель Ревизионной комиссии Фонда может участвовать в заседаниях Административного совета Фонда с правом совещательного голоса.

     31. В состав Ревизионной комиссии Фонда не могут избираться члены Административного совета и Исполнительного комитета, а также штатные сотрудники Фонда.

     32. Осуществление деятельности Ревизионной комиссии Фонда производится за счет средств Фонда.

     К работе Ревизионной комиссии Фонда могут привлекаться работники финансовых и налоговых органов, банковских учреждений государств - участников Соглашения.

     33. Порядок работы Ревизионной комиссии Фонда утверждается Административным советом. Члены Ревизионной комиссии Фонда имеют свободный доступ ко всем финансово-хозяйственным документам Фонда.

                   

  VI. Заключительные положения

    34. Фонд создается на срок действия Соглашения и может быть ликвидирован или реорганизован в другую структуру решением государств - участников Соглашения.

    35. При ликвидации Фонда государствами - участниками Соглашения образуется ликвидационная комиссия, которая определяет порядок и сроки ликвидации Фонда.

    36. Изменения и дополнения к настоящему Положению вносятся решением государств - участников Соглашения.

    37. Настоящее Положение, являясь неотъемлемой частью Соглашения, действует одновременно с вступлением в силу Соглашения.