О толковании статьи 5 и части первой статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года

Консультативное заключение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 28 сентября 2009 года № 01-1/1-09

Действующий

       Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
      председательствующего - Председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
      судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
      с участием Генерального советника Экономического Суда СНГ Чаушник В.Н., представителей Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Вежновца В.Н., Гирейко В.В.,
      при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
      рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,

УСТАНОВИЛ:

      Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании статьи 5 и части первой статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года, Соглашение).
      Основанием для запроса послужило письмо гражданина Гремяченского Ю.В., в котором он сообщил, что, проживая в Республике Казахстан, получал пенсию за выслугу лет как государственный служащий Республики Казахстан. Компетентными органами Российской Федерации, куда он переехал на постоянное место жительства, ему было отказано в выплате пенсии за выслугу лет государственного служащего и назначена трудовая пенсия по старости.
      В связи с этим Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить:
      сохраняет ли гражданин, получавший пенсию за выслугу лет государственного служащего в государстве-участнике Соглашения от 13 марта 1992 года и переехавший на постоянное место жительства в другое государство-участник, право на выплату пенсии за выслугу лет государственного служащего по новому месту проживания;
      обязано ли государство-участник Соглашения от 13 марта 1992 года, назначившее гражданину пенсию за выслугу лет государственного служащего, продолжать выплачивать такую пенсию гражданину, выехавшему на постоянное место жительства в другое государство-участник настоящего Соглашения, если законодательством государства нового места жительства выплата пенсии того же вида не предусмотрена.
      Заслушав судью-докладчика Молчанову Т.Н., представителя Исполнительного комитета СНГ Вежновца В.Н., обсудив заключение Генерального советника Чаушник В.Н., изучив и проанализировав нормы Соглашения от 13 марта 1992 года, законодательство государств-участников в области пенсионного обеспечения и другие имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
      Толкование статьи 5 и части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года осуществляется в соответствии с общим правилом толкования договора, закрепленным статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, - "добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора".
      Государствами-участниками Соглашения от 13 марта 1992 года являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. Соглашение вступило в силу с момента подписания. Республикой Молдова Соглашение подписано с оговоркой о том, что "эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".
      Целью Соглашения от 13 марта 1992 года, как следует из его названия и преамбулы, является выполнение имеющихся у государств-участников обязательств в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
      В соответствии со статьей 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Данная норма в вопросах назначения и выплаты пенсий отсылает к национальному законодательству и закрепляет принцип территориальности.
      Статья 5 Соглашения определяет сферу действия Соглашения и предусматривает, что оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.
      Указанная норма позволяет Экономическому Суду СНГ считать, что государства-участники намеревались распространить Соглашение на правоотношения по пенсионному обеспечению, возникшие как до, так и после вступления его в силу. Вместе с тем из сферы действия Соглашения (статья 2) исключены отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих Вооруженных сил государств-участников Содружества, которые регулируются специальным Соглашением. В отношении государственных служащих такая отсылочная норма в Соглашении отсутствует. В Содружестве Независимых Государств на многостороннем либо двустороннем уровнях не заключены международные договоры, посвященные вопросам пенсионного обеспечения государственных служащих.
      С учетом этого распространение Соглашения на все виды пенсионного обеспечения граждан означает, что под действие Соглашения подпадают и правоотношения по пенсионному обеспечению такой категории лиц, как государственные служащие.
      В соответствии с частью первой статьи 7 Соглашения "при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера".
      Анализ этой нормы содержится в решении Экономического Суда СНГ от 26 марта 2008 года № 01-1/2-07, в котором отмечается, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.); выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.
      Таким образом, сохранение права на пенсию в государстве нового места жительства или продолжение выплаты пенсии государством, ее назначившим, норма части первой статьи 7 Соглашения связывает с наличием пенсии того же вида в законодательстве государства, куда гражданин переехал на постоянное жительство. В связи с этим необходимо выяснить значение термина "пенсия того же вида" применительно к такому виду пенсии, как пенсия за выслугу лет государственного служащего, которое может быть раскрыто на основе норм национального законодательства государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, практики их применения, а также заключенных государствами-участниками в соответствии со статьей 8 Соглашения двусторонних международных договоров.
      Анализ пенсионного законодательства государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года свидетельствует о том, что право на пенсию определенного вида имеют граждане при наличии всех предусмотренных законом для данного вида пенсии условий, совокупность которых является правовым основанием назначения пенсии.
      С учетом изложенного Экономический Суд СНГ, осуществляя толкование содержащегося в части первой статьи 7 Соглашения термина "пенсия того же вида", полагает, что пенсия может быть отнесена к "пенсии того же вида", если законодательством государства нового места жительства пенсионера установлены такие же основания (условия) назначения данной пенсии.
      Изучение законодательства государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года показало, что в Республике Армения, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Таджикистан не предусмотрены пенсии за выслугу лет государственным служащим и каких-либо особенностей в пенсионном обеспечении данной категории граждан не имеется.
      В Республике Беларусь государственные служащие в соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 года № 204-З "О государственной службе в Республике Беларусь" имеют право на пенсию за выслугу лет и ее выплату в полном размере при достижении возраста мужчинами 60 лет, женщинами - 55 лет и наличии стажа государственной службы не менее 20 лет (при этом не менее двух лет работы на государственных должностях после 1 марта 1994 года). Назначение указанной пенсии производится только государственным служащим Республики Беларусь, к числу которых относятся граждане Республики Беларусь, занимающие в установленном законодательством порядке государственные должности в государственных органах Республики Беларусь (статьи 5, 7).
      В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. При этом государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
      Федеральным государственным гражданским служащим пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
      Федеральные государственные гражданские служащие в Российской Федерации, как указано в названном Законе, приобретают право на пенсию за выслугу лет при соблюдении следующих условий:
      наличие стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет;
      замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев;
      увольнение с федеральной государственной гражданской службы по определенным в Законе основаниям.
      Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.
      Следует отметить, что государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (статья 12 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
      Законом Украины от 16 декабря 1993 года № 3724-xii "О государственной службе" установлено, что право на получение пенсии государственных служащих имеют лица, которые достигли установленного законодательством пенсионного возраста при наличии страхового стажа для мужчин - не менее 25 лет, для женщин - не менее 20 лет, в том числе стажа государственной службы - не менее 10 лет, и которые на время достижения пенсионного возраста работали на должностях государственных служащих, а также лица, которые имеют не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, - независимо от места работы на время достижения пенсионного возраста.
      Экономический Суд СНГ отмечает, что, несмотря на имеющуюся схожесть в названии пенсии - за выслугу лет государственным служащим, основания (условия) ее назначения по законодательству государств-участников могут быть различны.
      Государства-участники Соглашения от 13 марта 1992 года, установившие в своем законодательстве пенсии за выслугу лет государственным служащим, при применении части первой статьи 7 Соглашения исходят из наличия оснований на соответствующий вид пенсионного обеспечения.
      Так, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь сообщило, что при реализации положений части первой статьи 7 Соглашения под термином "пенсия того же вида" следует понимать пенсию, которая может быть назначена в государстве переселения пенсионера на аналогичных условиях (основаниях).
      По информации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при решении вопроса о прекращении гражданину пенсии в соответствии со статьей 7 Соглашения необходимо определить наличие оснований для получения права на тот вид пенсионного обеспечения, который предусмотрен на территории государства переселения, исходя при этом не из идентичности наименования вида пенсионного обеспечения, а из его правовой сути и условий, предопределяющих само право.
      Из содержания норм двусторонних международных договоров следует, что государствами-участниками Соглашения от 13 марта 1992 года по существу конкретизировано правило, содержащееся в части первой статьи 7 данного Соглашения, и, по мнению Экономического Суда СНГ, термин "пенсия того же вида" понимается в значении "пенсия, назначенная по таким же основаниям".
      Соглашение между Министерством социальной защиты Республики Беларусь и Министерством социальной защиты населения Республики Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 3 июня 1998 года, заключенное в соответствии со статьей 8 Соглашения от 13 марта 1992 года, устанавливает, что "при переселении пенсионера с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством Договаривающейся Стороны по новому месту жительства" (часть первая статьи 5).
      Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года закреплено, что при переселении пенсионера с территории одного государства на территорию другого государства выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства (часть первая пункта 1 статьи 7).
      Учитывая изложенное, Экономический Суд СНГ считает, что право гражданина на выплату пенсии за выслугу лет государственного служащего, которую он получал в одном государстве-участнике Соглашения от 13 марта 1992 года, сохраняется при его переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник только в том случае, когда законодательство государства нового места жительства предусматривает такие же основания (условия) назначения данной пенсии.
      Выплата пенсии за выслугу лет государственного служащего продолжается государством прежнего места жительства, если в законодательстве государства-участника нового места жительства пенсионера не установлено таких же оснований (условий) назначения пенсии, по которым ему была назначена данная пенсия.
      Вместе с тем при переселении пенсионера обязанность выплаты пенсии за выслугу лет государственного служащего государством-участником, назначившим ее, сохраняется до возникновения права на пенсию (в том числе пенсию другого вида) в соответствии с законодательством государства-участника нового места жительства (часть третья статьи 8 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 декабря 1995 года, часть вторая статьи 5 Соглашения между Министерством социальной защиты Республики Беларусь и Министерством социальной защиты населения Республики Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 3 июня 1998 года).
      На основании изложенного и руководствуясь пунктами 516 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 1271139143 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд Содружества Независимых Государств пришел к следующим выводам.
      1. Право гражданина на выплату пенсии за выслугу лет государственного служащего, которую он получал в одном государстве-участнике Соглашения от 13 марта 1992 года, сохраняется при его переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник, если законодательство государства нового места жительства предусматривает такие же основания (условия) назначения данной пенсии.
      2. Государство-участник Соглашения от 13 марта 1992 года, назначившее гражданину пенсию за выслугу лет государственного служащего, обязано продолжать выплачивать эту пенсию гражданину, выехавшему на постоянное место жительства в другое государство-участник, если по законодательству государства нового места жительства гражданин не приобретает права на пенсию данного вида.
      3. Копию консультативного заключения направить в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств и для сведения - в правительства государств-участников Содружества Независимых Государств.
      4. Консультативное заключение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

      Председатель                               Ф. Абдуллоев

      Верно:

      Начальник отдела организационной
      работы и обеспечения                       Д. Апостол